![]()
|
![]() |
Планер в стратосфере
Завоевание стратосферы позволит авиации разрешить весьма важную задачу: летать быстрее. Только в условиях разреженного воздуха стратосферы возможны полеты со скоростью 1 000 и более километров в час.
Инженером-конструктором т. Щербаковым была предложена новая идея достижения максимальных высот и скоростей не на стратостате или самолете, а на планере, вернее, на нескольких планерах, буксируемых друг за другом самолетом.
![]() которых поведёт буксировочный самолёт
Планеры благодаря удлинению нити получают возможность не только удаляться от самолета, но и в силу присущих им полетных качеств набирать значительное превышение над самолетом.
![]() конструкций планеров, 1938)
Таким образом тягу винтомоторных установок самолета можно передать на высоту 30 км. Аэродинамический расчет поезда дает точные доказательства того, что современные планеры обладают способностью летать на такой высоте.
Достигнув высоты в 25-30 тыс. метров, планер, или, вернее, стратопланер, по желанию пилота отцепляется от поезда и совершает самостоятельныйный планирующий полет со скоростью, доходящей до тысячи и более километров в час. Эта огромная скорость является естественным результатом полета в разряженной атмосфере, где сопротивление движению крайне ничтожно. Таким планирующим полетом планер с хорошим качеством в состоянии покрывать расстояние в 700-800 км. По мере снижения планера в более плотные слои атмосферы скорость будет соответственно уменьшаться до своих нормальных размеров: 30-40 км в час у земли.
Практическое осуществление этой исключительно интересной и многообещающей идеи взял на себя завод "Авиахим". Была создана необходимая материальная база. Предназначенный для буксировки самолет был надлежащим образом переоборудован и снабжен специальными установками; соответственно были оборудованы и планеры. Начались опытные полеты.
Одним из наиболее интересных и показательных был полет планера в сентябре прошлого года на высоту 7 000 метров с превышением планера над самолетом на 4 000 метров.
![]()
30 марта и 1 и 2 апреля были проведены дальнейшие тренировочные полеты стратопоезда, причем наиболее интересным является полёт 2 апреля (Полёт с Центрального аэродрома проходил в составе: ТБ-1 (или Р-6) - пилот Давыдов, сцепщик Мейер; Г-14 - пилот Венслав, сцепщик Рогатнев; Г-9 - пилот Шевченко. Как видно на фото, для этого полёта конструкция Г-9 была изменена - планер поставили на лыжи, добавили сцепное устройство. И самая значительная переделка - значительно увеличен носовой конус с козырьком так, что он полностью закрывает пилота. - прим. ред.). За двухмоторным самолетом летели один за другим два планера - двухместный и одноместный. Планеры, специально построенные для экспериментальных полетов, были снабжены аэронавигационным оборудованием и поставлены на лыжи. В кабинах планеров находились контрольные барографы.
К концу полета самолет находился на высоте 5 000 м, первый планер - на высоте 6 000 м и второй - 7 000 м. Отцепившиеся планеры совершили посадку вполне благополучно один в Москве, другой - в Клязьме.
Результаты опытных полетов целиком подтвердили осуществимость стратосферных полетов на планерах. Под непосредственным руководством директора завода А.М. Беленковича, лично участвующего в разрешения всех возникающих трудностей, завод "Авиахим" сейчас готовится к поcлtднему этапу испытания стратопоезда - к полетам в стратосфере. Для этой цели сконструированы специальные стратокамеры для экипажа планеров, в которых можно будет находиться на больших высотах стратосферы.
Как мы указали выше, автором новой идеи овладения стратосферой и конструктором стратоплаyопоезда является талантливый советский инженер А.Я. Щербаков. Под руководством т. Щербакова и при его непосредственном участии в полетах были проведены все испытания в воздухе.
А. Никольский Материалы по теме на сайте:
|