Альманах
ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Правда
Известия
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Вокруг света
Разное

     

Планер в стратосфере
(ТМ, июнь 1936)


Завоевание стратосферы позволит авиации разрешить весьма важную задачу: летать быстрее. Только в условиях разреженного воздуха стратосферы возможны полеты со скоростью 1 000 и более километров в час.
Инженером-конструктором т. Щербаковым была предложена новая идея достижения максимальных высот и скоростей не на стратостате или самолете, а на планере, вернее, на нескольких планерах, буксируемых друг за другом самолетом.
На аэродромном поле готовы к отлёту два планера,
которых поведёт буксировочный самолёт
Техника полета, предложенная т. Щербаковым, сводится к следующему: на буксирующем самолете и на промежуточных планерах устанавливаются барабаны с намотанными нитями. Воздушный поезд, названный автором "стратопоездом", поднимается с аэродрома, а затем барабаны самолета и промежуточных планеров начинают распускать нити до определенной длины.
Планеры благодаря удлинению нити получают возможность не только удаляться от самолета, но и в силу присущих им полетных качеств набирать значительное превышение над самолетом.
Схема Г-9 (В.В. Шушурин Атлас
конструкций планеров, 1938)
В результате такой высотной буксировки самолет-тягач находится на максимальной высоте, доходящей в зависимости от данных самолета и мотора от 5 до 9 километров. Над самолетом с превышением в 5-8 км находится промежуточный планер, соединенный с самолетом стальной нитью, далее идет следующий промежуточный планер уже с большим превышением, порядка 8-11 км, затем стратосферный планер, имеющий превышение над промежуточным уже порядка 12-15 км.
Таким образом тягу винтомоторных установок самолета можно передать на высоту 30 км. Аэродинамический расчет поезда дает точные доказательства того, что современные планеры обладают способностью летать на такой высоте.
Достигнув высоты в 25-30 тыс. метров, планер, или, вернее, стратопланер, по желанию пилота отцепляется от поезда и совершает самостоятельныйный планирующий полет со скоростью, доходящей до тысячи и более километров в час. Эта огромная скорость является естественным результатом полета в разряженной атмосфере, где сопротивление движению крайне ничтожно. Таким планирующим полетом планер с хорошим качеством в состоянии покрывать расстояние в 700-800 км. По мере снижения планера в более плотные слои атмосферы скорость будет соответственно уменьшаться до своих нормальных размеров: 30-40 км в час у земли.
Практическое осуществление этой исключительно интересной и многообещающей идеи взял на себя завод "Авиахим". Была создана необходимая материальная база. Предназначенный для буксировки самолет был надлежащим образом переоборудован и снабжен специальными установками; соответственно были оборудованы и планеры. Начались опытные полеты.
Одним из наиболее интересных и показательных был полет планера в сентябре прошлого года на высоту 7 000 метров с превышением планера над самолетом на 4 000 метров.
Лётчик В. Шевченко перед взлётом планера
На 7-километровой высоте пилот планера т. Венслав согласно заданию произвел отцепку от самолета и, искусно планируя, опустился точно на место взлета. Само собой разумеется, что пилот пользовался кислородным прибором. Как полученная высота, так и такое превышение над буксируемым самолетом являются рекордными для планеров.
30 марта и 1 и 2 апреля были проведены дальнейшие тренировочные полеты стратопоезда, причем наиболее интересным является полёт 2 апреля (Полёт с Центрального аэродрома проходил в составе: ТБ-1 (или Р-6) - пилот Давыдов, сцепщик Мейер; Г-14 - пилот Венслав, сцепщик Рогатнев; Г-9 - пилот Шевченко. Как видно на фото, для этого полёта конструкция Г-9 была изменена - планер поставили на лыжи, добавили сцепное устройство. И самая значительная переделка - значительно увеличен носовой конус с козырьком так, что он полностью закрывает пилота. - прим. ред.). За двухмоторным самолетом летели один за другим два планера - двухместный и одноместный. Планеры, специально построенные для экспериментальных полетов, были снабжены аэронавигационным оборудованием и поставлены на лыжи. В кабинах планеров находились контрольные барографы.
К концу полета самолет находился на высоте 5 000 м, первый планер - на высоте 6 000 м и второй - 7 000 м. Отцепившиеся планеры совершили посадку вполне благополучно один в Москве, другой - в Клязьме.
Результаты опытных полетов целиком подтвердили осуществимость стратосферных полетов на планерах. Под непосредственным руководством директора завода А.М. Беленковича, лично участвующего в разрешения всех возникающих трудностей, завод "Авиахим" сейчас готовится к поcлtднему этапу испытания стратопоезда - к полетам в стратосфере. Для этой цели сконструированы специальные стратокамеры для экипажа планеров, в которых можно будет находиться на больших высотах стратосферы.
Как мы указали выше, автором новой идеи овладения стратосферой и конструктором стратоплаyопоезда является талантливый советский инженер А.Я. Щербаков. Под руководством т. Щербакова и при его непосредственном участии в полетах были проведены все испытания в воздухе.

А. Никольский