Альманах
ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Правда
Известия
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Вокруг света
Разное

     

Большой европейский перелет литовских летчиков, ВВФ 8-1934


Выполняя большой европейский круговой перелет, литовская авиационная эскадрилья 16 июля 1934 г. посетила Москву, прилетев из Киева.
Это второй по счету прилет в красную столицу литовских летчиков. Делегацию возглавлял, как и в первый раз начальник военновоздушных сил Литовской республики полковник Густайтис. В перелете участвовали три самолета типа разведчик, он же легкий бомбардировщик АНБО-IV с мотором "Пегас".
Литовским летчикам в Киеве и Москве был оказан самый искренний и дружественный прием.
На центральном аэродроме в Москве литовская эскадрилья была встречена представителями высшего командования ВВС РККА и литовской дипломатической миссией во главе с поверенным в делах г. Рабинавичиусом. В Москве литовские летчики пробыли три дня и были гостям Наркомата обороны СССР.
Полковник Густайтис был принят народным комиссаром обороны СССР т. Ворошиловым и начальником ВВС РККА т. Алкснис.
Вылетев из Москвы 19 июля в 14 час. 20 мин., эскадрилья в тот же день благополучно прибыла в Каунас и этим успешно завершила свой большой европейский перелет.
Всего с 25 июня по 19 июля литовская эскадрилья пролетела более 9 600 км. Маршрут кольцевого перелета охватил столицы почти всех европейских государств.
Несмотря на сложную метеорологическую обстановку, разнообразные климатические условия от северных районов Балтики до Средиземного моря, а также необходимость перелета на сухопутном самолете морских районов, перелет выполнен хорошо. По заявлению полковника Густайтис за все время перелета самолеты и моторы работали прекрасно, не было сменено ни одной части или детали и эскадрильи не имела ни одного повреждения.
Трудный этапом перелета был участок Стокгольм — Копенгаген — Амстердам. Неблагоприятная погода, полет над водными районами и морем на протяжении сотен километров, очень плохая видимость — все это крайне осложняло полет, особенно н воздушном строю эскадрильи, и потребовало от пилотов большого мужества, энергии и знания всех элементов самолетовождения.
На всей перелете литовские летчики во главе с полковником Густайтисом, капитаны Налшкас, Лорентас, лейтенанты Марцинкус и Микинас, механик Римнявичус выдержали большое испытание.
Это был первый большой кольцевой перелет по Европе в этом году и первый значительный перелет молодой литовской авиации.
Перелет знаменателен тем, что он выполнен на самолетах собственной конструкции полковника Густайтис, построенных в авиационных мастерских Литовской республики. Перелет явился по существу испытанием на большом маршруте для самолета АНБО-IV и на деле показал, что машина имеет хорошие летные качества, устойчива и прекрасно маневрирует. Все три самолета не были специально построены для перелета, а взяты из серийноге выпуска.
Этот факт есть показатель несомненных достижений литовских авиационных кругов в борьбе за независимость и самостоятельность, за развитие своей собственной авиационной техники. Еще два-три года тому назад Литовская республика ввозила самолеты из-за границы, в частности из Италии и Чехо-Словакии. В настоящее время Литва почти целиком освободилась от импорта и обеспечивает свою авиационную потребность проиаводствох самолетов в собственных мастерских республики.
Нельзя не отметить здесь роль полковника Густайтиса — начальника военной авиации Литвы. Он является не только опытным летчиков, имеющим многолетнюю летную практику, но является также инженером-конструктором. Самолеты АНБО-III, АНБО-IV конструированы полковником Густайтис и под его руководством налажено производство этих самолетов, его настойчивостью и решительностью создана надежная база для дальнейшего роста литовской авиации.

Нахождение делегации литовских лётчиков в СССР широко освещалось советской проессой тех лет.

Красная звезда 1934 № 155, 5 июля
 
Круговой полет литовских военных летчиков
25 июня из Литвы в круговой полет по Европе вылетела эскадрилья в составве трех аппаратов под командой начальника литовской авиации полковника Густайтиса. Маршрут полета следующий: Каунас - Стокгольм - Копенгаген- Амстердам - Брюссель - Париж - Марсель - Рим - Удине (Сев. Италия) - Вена - Прага - Будапешт - Бухарест - Киев - Москва - Каунас.
Цель полета - демонстрация и испsтание аппаратов, сконструированных b построенных литовскими авиационныйми мастерскими в Каунасе.
В Киев летчики рассчитывают прибыть 14 июля. Прилет в Москву намечен на 16 июля.

ТАСС


Известия 1934 № 159, 10 июля
 
Литовская эскадрилья в Италии
В Италию прибыла совершающая круговой полет по Европе литовская воздушная эскадрилья под командой полковника Густайтиса. Литовские летчики были приияты товарищем министра авиации генералом Валле.


Полёт литовской эскадрильи
Вчера в 20 ч. 45 м. прилетела в Киев литовская эскадрилья (в составе трех самолетов) под руководством начальника военной авиации Литвы полковника Густайтис.
Литовская эскадрилья совершает перелет по Европе. Летчики побывали уже в Стокгольме, Копенгагене, Амстердаме, Брюсселе, Риме, Вене, Праге, Будапеште, Бухаресте, откуда эскадрилья и прилетела в Киев.
На киевском аэродроме литовских гостей встречали командующий УКРВО т. Ингаунис, представители осоавиахимовских и общественных организаций и представители печати. Сегодня с утра литовские гости осматривают город.
Завтра литовская эскадрилья вылетает из Киева с таким расчетом, чтобы прибыть в Москву к 15 часам. На московском аэродроме литовских гостей будут встречать начальник Управления военно-воздушных сил Я.И. Алкснис, начальник центрального аэродрома т. Райвичер, начальник иностранного отдела УВВС тов. Кириллов, литовская миссия во главе с поверенным в делах г. Рабинавичиус, а также представители осоавиахимовских и общественных организаций.
Литовские гости пробудут в Москве 4 дня. За время пребывания они будут знакомиться с работой научно-авиационных институтов, авиационных заводов, спортивных аэроклубов и т.д.
20 июля литовская эскадрилья вылетает в Ковно.


Известия 1934 № 164, 16 июля
 
АВИОЗВЕНО ПРИЛЕТАЕТ СЕГОДНЯ В МОСКВУ
Сегодня в Москву прилетает из Киева авиозвено в составе 3 литовских самолетов под командованием начальника литовской военной авиации полковника Густайтиса. На самолетах летят: капитан Намикас, капитан Лерентас, лейтенант Микенас, лейтенант Марцинкус и авиотехник Римкевичус. Литовские летчики совершают круговой перелет по Западной Европе с целью испытания литовских самолетов конструкции полковника Густайтиса. Эти самолеты - одномоторные разведчики АНБО IV, снабженные мотором Бристоль-Пегасус мощностью в 600 л.с.
Вылетев из Каунаса (Литва) 25 июня, литовские летчики успели посетить Стокгольм, Коненгаген, Амстердам, Брюссель, Париж, Марсель, Рим, Вену, Прагу, Будапешт, Бухарест.
14 июля авиозвено прибыло в Киев, где в честь литовских гостей горсоветом был дан обед. Гости ознакомились с Киевом, посетили ВУАН, антирелигиозный музей в б. Киево-Печерской лавре и др.
В Москве литовские летчики пробудут 3 дня.
19 июля они предполагают вылететь в Каунас, закончив тем самым свой круговой перелет.


Красная звезда 1934 № 164, 16 июля
 
ПРИВЕТ ЛИТОВСКИМ ЛЕТЧИКАМ!
Сегодня, 16 июля, в Москву прилетает литовская эскадрилья в составе трех самолетов оригинальной литовской конструкции АНБО-IV во главе с начальником военно - воздушных сил Литвы полковником Густайтис.
Прибытие в Москву завершает большой круговой полет, начатый 25 июня и прошедший чрезвычайно успешно.
Перелет происходил по маршруту: Каунас - Стокгольм - Копенгаген - Амстердам - Брюссель - Лондон - Париж - Марсель - Рим - Вена - Прага - Будапешт - Бухарест - Киев - Москва.
Литовские гости пробудут в Москве 3 дня и ознакомятся здесь с достижениями советской авиации.

☆ ☆ ☆

Второй прилет представителей литовских ВВС является ярким показателем неизменности дружественных отношений между Литовской республикой и великим Советским союзом.
Как и в первый прилет, так и теперь, делегацию литовских ВВС возглавляет полковник Густайтис, который является не только в высшей степени опытным летчиком с многолетним стажем, но и талантливым инженером-конструктором. Самолеты, на которых прилетели литовские летчики, построены по проекту полковника Густайтиса.
О высоких полетных качествах разведчика - легкого бомбардировщика АНБО-IV нужно судить по следующим показателям: полетный вес самолета равен 2.200 кг., нагрузка - 750 кг., скорость - 285 км/ч на высоте 1.000 м. Самолет АНБО-IV поднимается в 14 минут на высотe 5.000 м.
Эти прекрасные показатели дают право считать АНБО-IV лучшим из всех самолетов, находящихся в ВВС сопредельных с нами государств.
Нельзя не изумляться той настойчивовости и решительности, с которыми командование литовской авиации проводbло план вооружения своих авиочастей самолетами отечественной конструкции и постройки. Как известно, материальная часть литовской авиации раньше закупалась за границей и главным образом в Италии и Чехо-Словакии. За последние же два-три года Литва вводит на вооружение свои собственные самолеты.
Базой для постройки самолетов служат ремонтные мастерские военведа, которые, начав с кустарного производства опытных образцов маломощных машин, достигли больших производственных вершин и питают литовскую авиацию серийными боевыми самолетами.
Самолет АНБО-IV не является единственной конструкцией полковника Густайтиса. И в литовских частях, и в школе ВВС имеются другие самолеты его же конструкции, как, например, тренировочные самолеты АНБО-III с мотором Марс 150 л.с. и АНБО-IV с мотором Челленджер 185 л.с.
Несмотря на небольшую численность личного состава самолетного парка, литовская авиация представляет крепкую боевую силу, благодаря хорошей сколоченной организации и хорошей летной подготовке. Следует упомянуть, что литовская авиация имеет низкую аварийность.
Привет летчикам дружественной Литвы!


Известия 1934 № 165, 17 июля
 
ЛИТОВСКИЕ ВОЕННЫЕ ЛЕТЧИКИ ПРИБЫЛИ В МОСКВУ
Встреча на московском аэродроме
Три литовских самолета, совершающие под командованием полковника Густайтиса большой круговой перелет по Западной Европе (см. Известия № 164), вчера, в 2 ч. 50 мин. дня, прибыли в Москву.
На московском аэродроме, украшенном в честь гостей советскими и литовскихи флагами и приветствиями на обоих языках, гостей встретили: зам. начальника штаба ВВС т. Лавров, начальник Московского авиогарнизона тов. Райвичер, зам. начальника отдела внешних сношений Наркомата обороны т. Смолин, представитель иностранного отдела УВВС тов. Кириллов, старший инспектор Аэрофлота т. Гончаров, представители Наркоминдела, Осоавиахима и печати.
На аэродроме прибывших приветствовали члены литовской миссии во главе проверенным в делах г. Рабинавичусом. Тов. Лавров поздравил полковника Густайтиса с прекрасно проведенным перелетом.

☆ ☆ ☆

Второй прилет литовских военных летчиков в СССР является ярким показателем нензменно-дружественных отношений между Литовской республикой и Советским Союзом.
Возглавляющий делегацию литовских летчиков начальник военно-воздушных сил Литвы полковник Густайтис явявляется не только опытным летчиком, но и талантливым инженером-конструктором. Самолеты его конструкции обла-дают высокими летными качествами состоят на воеружении литовской армии.

☆ ☆ ☆

В беседе с корреспондентом "Известий ЦИК СССР и ВЦИК" полковник Густайтис заявил:
- Общее протяжение маршрута нашего перелета достигает 9.600 км. Наиболее трудным участком перелета оказался этап Копенгаген - Амстердам. Здесь двести с лишним километров нам пришлось лететь над водой при наличии сплошных туманов и большой облачности; видимость была очень плохой. В остальном погода нам благоприятствовала, что дало возможность выдержать контрольные сроки иерелета.
750 км от Киева до Москвы мы прошли в 3 ч. 20 м. летного времени. Большую часть пути от Киева до Москвы мы летели на высоте 4.000 м. Средняя же скорость полета на протяжении всего перелета достигала 220 км в час.
Самолеты Анбо-IV, на которых мы совершаем перелет, - серийные машины, построенные в авиационных мастерских Каунаса/ При большой устойчивости в воздухе эти самолеты обладают хорошей маневренностью. За все время перелета нам не пришлось сменить ни одной запасной части.

☆ ☆ ☆

Во время трехдневного пребывания в Москве литовские летчики посетят ряд авиационных учреждений.


Красная звезда 1934 № 165, 17 июля
 
Литовская эскадрилья прилетела в Москву
Звено литовских самолетов
над зданием московского аэропорта
перед посадкой.
Внизу: полковник Густайтис.
Вверху: один из питовских
летчиков в кабине самолета.
Фото Г. ЗЕЛЬМА.
16 июля по программе, выработанной еще полтора месяца назад, перед началом перелета по Европе, литовская эскадрилья в составе 3 самолетов прилетела в Москву.
Возглавляет эскадрилью начальник военно-воздушных сил Литвы полковник Густайтис. Он же пилотирует ведущий самолет. Второй летчик на этом самолете - капитан Намикас. На втором самолете - капитан Лорентас (пилот) и лейтенант Марцинкус и на третьем самолете - лейтенант Микинас (пилот) и механик Римкявичус. Литовские летчики совершают перелет с испытательной целью на самолетах конструкции пол. Густайтиса. Эти самолеты одномоторные монопланы, типа разведчика, с мотором воздушного охлаждения "Бристоль Пегасус", мощностью в 600 л.с.
В Московском аэропорту литовским гостям была оказана теплая, дружественная встреча. На одном из зданий - большой плакат "Привет летчикам дружественнойЛитвы." К прилету эскадрильи на аэродром для встречи гостей прибыли зам. нач. штаба военно-воздушных сил СССР тов. Лавров, литовская миссия во главе с проверенным в делах г. Рабинавичиусом, представитель иностранного отдела УВВС РККА т. Кириллов, начальник московского аэродрома т. Райвечер, зам. начальника отдела внешних сношений Наркомата обороны т. Смолин, нач. штаба BBC MBO т. Бруггер, начальник авиации Осоавиахима т. Гельфер, представители НКИД и Главного управления гражданского воздушного флота, представители советской и иностранной печати и др.
В 2 часа 40 мин. над аэродромом показались быстро приближавшиеся три точка, сопровождаемые вылетевшим навстречу советским самолетом. Через две-три минуты звено - впереди ведущий самолет и сзади два параллельно идущих самолета - уже было над аэродромом. Сделав круг в знак приветствия, самолеты после красивого разворота пошли один за другим на посадку и в 2 часа 50 мин. были уже на земле
Гостей приветствовал тов. Лавров, который поздравил полк. Густайтиса с прекрасно проведенным перелетом.
Прилет литовских гостей заснят Союзкинохроникой.

☆ ☆ ☆

В беседе с представителями печати полковник Густайтис сообщил следующее:
- Протяжение всего перелета по Европе, совершенного эскадрильей, составляет 9.600 километрров. Последний этап Киев - Москва - 750 километров самолеты прошли за 3 часа 20 минут, идя со средней скоростью в 240 километров.
- Перелет, - говорит полковник Густайтис, - протекал вполне хорошо. За все время мы не сменили ни одной части и не имели ни одного повреждения. Наиболее трудным участком перелета был этап Копенгаген-Амстердам, где пришлось идти над водой на протяжении 250 километров, причем погода была неблагоприятной: туман и вследствие этого плохая видимость.
Полк. Густайтис отметил далее хорошие качества самолета АНБО-4, который при большой устойчивости обладает в то же время прекрасными маневренными качествами. На нем можно даже проделывать фигуры высшего пилотажа, что редко свойственно типу самолетов-разведчиков. В перелете по Европе участвовали самолеты, не специально построенные для этой цели, а обыкновенные служебные машины серийного выпуска литовских авиационных мастерских. Максимальная скорость, которую может развить этот самолет - 290-310 километров.
В заключение полковник Густайтис, который уже вторично посещает СССР в первый раз он также прилетал во главе звена литовских самолетов в 1930 году, отметил то прекрасное впечатление, которое на него произвел Киев - новая столица УССР.

☆ ☆ ☆

Вчера вечером после отдыха литровские летчики осматривали город, а затем были на оперетте "Холопка" в Эрмитаже.


Известия 1934 № 166, 18 июля
 
Полковник ГУСТАЙТИС
Начальник военновоздушных сил Литвы. Под его командованием три литовских самолета совершают большой круговой перелет по Западной Европе. 16 июля самолеты прибыли в Москву.


Красная звезда 1934 № 166, 18 июля
 
ЛИТОВСКИЕ ЛЕТЧИКИ В МОСКВЕ
17 июля литовские летчики во главе с начальником военной авиации Литвы полковником Густайтисом посетили автозавод им. Сталина, где были приняты дирекцией завода. Ознакомившись с историей возникновения и развития завода, его производственной мощностью, гости осмотрели большой конвейер и основные цехи завода. По их словам, завод по своему оборудованию, размерам и качеству выпускаемой продукции произвел на них сильное впечатление.
Затем литовские летчики посетили водную станцию "Динамо", где некоторое время присутствовали на всесоюзyых соревнованиях профсоюзов по плаванию.
Днем литовские летчики осматривали завод им. Десятилетия Октября. Полковнпк Густайтис, который знает этот завод по своему первому посещению в 1930 году, подчеркнул в беседе, что за эти годы завод добился крупных успехов.
Прием полковника Густайтиса у тов. Я.И. Алксниса
17 июля начальник военно-воздушных сил РККА тов. Я.И. Алкснис принял начальника военной авиации Литовской республики полковника Густfйтиса.
Тов. Алкснис поздравил полк. Густайтиса с успешным окончанием перелета, совершенного по Европе на самолетах собственной конструкции.
В получасовой беседе был затронут целый ряд общих и технических авиационных вопросов.
Обед в честь литовских летчиков
Вечером 17 июля начальник военновоздушных сил РККА т. Алкснис дал обед в честь прибывших в Москву литовских летчиков.
На обеде присутствовали, помимо т. Алкcниса и литовских летчиков, во главе с полковником Густайтисом, проверенный в делах Литовской республики г-н Рабиновичиус, нач. главного управления гражданского воздушного флота т. Уншлихт, председатель пентрального совета Осоавиахима т. Эйдеман, нач. ГУ РККА т. Фельдман, зам. нач. штаба ВВС РККА т. Лавров, пом. командующего войсками MBО по авиации т. Уваров, зав. 1-м западным отделом НКИД т. Березов и другие представители BBС и НКИД.
Тов. Алкснис и полковник Густайтис обменялись теплыми приветственными речами.
Вечер прошел весьма оживленно, при дружеском обмене мнениями.


Вечерняя Москва 1934 № 164, 19 июля
 
ЛИТОВСКИЕ ЛЕТЧИКИ В МОСКВЕ
Сегодня утром начальник военно-воздушных сил Литовской республики полковник Густайтис был прилнят народным комиссаром обороны СССР К.Е. Ворошиловым. В имевшей место беседе т. Ворошилов интересовался подробностями европейского перелета литовской эскадрильи.
Литовские летчики во главе полковником Густайтис сделали визиты председателю ЦС Осоавиахима т. Р.П. Эйдеману и начальнику Главного управления гражданского воздушного флота т. У. Уншлихту.
Перед отлетом в Каунас литовские летчики осмотрели самолет-гигант "Максим Горький".


Известия 1934 № 167, 20 июля
 
ЛИТОВСКИЕ ЛЕТЧИКИ В МОСКВЕ
Прием полковника Густайтиса тов. К.Е. Ворошиловым
19 июля начальник военной авиации республики полковник Густайтис был принят народным комиссаром обороны тов. К.Е. Ворошиловым. В беседе тов. Ворошилов интересовался подробностями европейского перелета литовской эскадрильи.
Прием полковника Густайтиса тов. Эйдеманом
19 июля утром председатель ЦС Осоавиахима СССР тов. Р.П. Эйдеман принял начальника военной авиации Литовской республики полковника Густайтиса.
B дружеской беседе полковник Густайтис поделился своими впечатлениями о массовой авиационной работе Осоавиахима, высказав в частности свое восхищение большими достижениями в области массового планерного и парашютного спорта в СССР.
Тов. Эйдеман ознакомил полк. Густайтиса с системой и методами массовой авиационной работы Осоавиахима.
Прием полковника Густайтиса тов. И.С. Уншлихтом
Вчера начальник Главно управления гражданского воздушного флога тов. И.С. Уншлихт приял начальника литовской военной авиации полковника Густайтиса.
В беседе о развитии советской гражданской авиации полк. Густайтис особенно интересовался применением авиации в сельском хозяйстве, в научной работе и т.п. Полк. Густайтис выразил сожаление, что вследствие недостатка времени он не успел ознакомиться с конструкцией гражданских электросварных самолетов из нержавеющей стали.
Осмотр "Максима Горького"
Вчера днем литовские летчики во главе с полковником Густайтис осматривали самолёт-гигант  Максим Горький . Объяснение гостям давали начальник ЦАГИ тов. Харламов и работники ЦАГИ. Полковник Густайтис заявил, что он восхищен конструкторской идеей этого самолета-гиганта, претворенный в жизнь с таким техническим совершенством. Полковник Густайтис отметил также прекрасную комфортабельную отделку самолета.
Прием в литовской миссии
18 июля поверенный в делах Литовской республики г. Рабинавичиус устроил прием в честь начальника литовской военной авиации полк. Густайтиса и литовских летчиков.
На приеме, кроме литовских гостей, присутствовали: начальник военно-возлушных сил РККА тов. Алкснис, зав. 1 Западным отделом НКИД тов. Березов, председатель ЦС Осоавиахима тов. Эйдеман, начальник Главного управления гражданского воздушного флота тов. Уншлихт, начальник отдела внешних сношений Наркомата обороны тов. Генкер, ответственные работники НКИД и УВВС РККА и др.
Литовские летчики вылетели в Каунас
Вчера днем литовские летчики во главе с полковником Густайтисом, заканчивающие свой большой перелет Еврпе, вылетели из Москвы в столицу Литвы - Каунас. Последним этапом в 900 км. - Москва - Каунас замыкается 10.000-километровое кольцо перелета.
Для проводов на аэродром приехали: начальник военно-воздушных сил РККА тов. Алкснис, заместитель начальника штаба УВВС РККА тов. Лавров, пом. командующего МBО по авиации тов. Уваров, литовская миссия во главе с поверенным в делах г-ном Рабинавичиусом, пом. зав. 1 Западным отделом НКИД тов. Фехнер, старший инспектор Аэрофлота тов. Гончаров, зам. начальника отдела внешних сношений Наркомата обороны тов. Смолин, начальник Центрального аэродрома тов. Райвичер, директор московского отделения "Дерулюфта" тов. Штейнгардт, представители гражданской авиации, авиационной общественност и печати.
В 2 час. 20 мин. полковния Густайтис отдал приказ литовским летчикам приготовиться к вылету. При прощании тов. Алиснис пожелал полковнику Густайтису счастливого завершения перелета.
В 2 час. 35 мин. литовские самолеты стартовали с Московского аэродрома. Поднявшись в воздух, они построились треугольником, имея во главе самолет, пилотируемый полковником Густайтисом, взяли направление на Великие Луки, где предполагается промежуточная посадка для заправки горючим.
Сводка погоды, переданная литовским перед вылетом, указывает на наличие грозовых туч по пути следования литовских самолетов.

ТАСС


Красная звезда 1934 № 167, 20 июля
 
ПРАЗДНИК В ТУШИНО
Тов. Эйдеман беседует с парашютистами
18 июля на Центральном аэродроме Осоавиахима в Тушине присутствовали литовские летчики во главе с начальником авиации Литовской республики полковником Густайтисом в сопровождении представителя иностранного отдела ВBС РККА тов. Кириллова.
Во время пребывания гостей на аэродроме туда прибыл председатель Центрального совета Осоавиахима СССР тов. Эйдеман.
B Тушине были показаны учебные занятия летной школы московского Электрозавода. 28 рабочих и 2 работницы, которые в течение года учились, не отрываясь от производства, в летной школе, демонстрировали свои знания. 30 июля они получат на торжественном выпускном авиопразднике звание пилотов.
На планеродроме были продемонстрированы запуск учебных планеров и буксирный полет планера за самолетом. Литовские летчики осмотрели планер-бесхвостку Черановского и недавно построенный рекордвый планер-паритель МКБ-2.
В беседе с нашим корреспондентом полковник Густайтис заявил:
- Я поражен смелым прыжком летчика Евдокимова с высоты 8.100 метров. Опасность прыжка с такой высоты мало кто представляет. Но эти прыжки имеют огромное значение в военном деле. Этот прыжок особо подчеркивает бесстрашие, отвагу и хладнокровие советских летчиков.
Мы с большим интересом наблюдали за работой молодых парашютистов и планеристов.
Учебный планер "Стандарт", который мы имели возможность наблюдать на Первомайской планерной станции, технически лучше большинства виденных нами в ряде европейских стран типов учебных планеров.
- У нас в Литовской республике, - сказал полковник Густайтис, - парашютный спорт не развит. А планерный начинает только развиваться. Занятия по парашютизму ведутся в авиочастях.
Имеющаяся центральная планерная станция литовского аэроклуба "НИДА" построена только два года назад. Она расположена в удачуной по метеорологическим условиям местности. Там производятся регулярные полеты на машинах типа переходного между советским учебным "стандартом" и парителем Г-9.
Лучшим литовским планеристом является Эдрикис. Ему принадлежит рекорд страны по продолжительности полета на планере - 5 часов.
Литовская печать с большим вниманием следила за успешными перелетами советских воздушных поездов.


Красная звезда 1934 № 168, 21 июля
 
Телеграмма полковника Густайтиса т. Алкснису
Начальник военно-воздушных сил РККА тов. Я.И. Алкcнис получил от руководителя закончившегося большого европейского перелета звена литовских самолетов начальника военной авиации Литовской республики полковника Густайтиса телеграмму, отправленную в 22 часа 19 июля из Каунаса.
 Вернувшись из гостеприимной страны Советского союза, посылаю вам свою искреннюю благодарность от имени литовской авиации за исключительно сердечный прием, который нам был оказан представителями советской авиации, армии и общественности. Полковник-лейтенант Густайтис .


Antanas Gustaitis
Antanas Gustaitis
Антанас Густайтис (лит. Antanas Gustaitis; 26 марта 1898 — 16 октября 1941) — литовский авиаконструктор, инженер, бригадный генерал Войска литовского, командующий литовской военной авиации с 1935 года до её ликвидации в 1940 году, военный лётчик, участник войны за независимость Литвы.
Окончил Мариампольскую мужскую гимназию, учился в Петроградском институте инженеров путей сообщения, затем был призван в армию и направлен в Константиновское артиллерийское училище. В 1919 г, он вернулся в Литву и окончил авиашколу.
Антанас Густайтис
Антанас Густайтис
Самой знаменитой конструкцией Густайтиса стал разведчик-бомбардировщик АNВО-IV, который он начал разрабатывать в 1929 году. Первый полет опытный образец этой машины с двигателем Pratt & Whitney "Wasp C" в 450 л.с. совершил 14 июля 1932 года. Машину запустили в серию - 13 серийных машин оснащались английскими двигателями Bristol "Pegasus" различных модификаций с двухлопастными деревянным винтами. Вооружение составляли два синхронных пулемета Виккерс калибра 7,92 мм в передней части фюзеляжа и спаренные на турели у наблюдателя. АNВО-IV мог поднять до 144 кг бомб и развивал скорость до 305 км/час.
Летом 1934 г. три АNВО-IV во главе с Густайтисом, уже полковником и командующим литовских ВВС, совершили перелет по Европе по маршруту Каунас - Стокгольм - Копенгаген - Амстердам - Брюссель - Лондон - Париж - Марсель - Рим - Удине - Вена - Прага - Будапешт - Бухарест - Киев - Москва - Великие Луки - Каунас, преодолев более 10 000 км.
На 1 января 1940 года самолёты конструкции Густайтиса составляли примерно половину всего авиапарка ВВС Литвы.
6 марта 1941 года пытался перейти советско-германскую границу, однако был задержан. При обыске у Густайтиса были обнаружены материалы о численности и дислокации самолётов ВВС РККА. 7 июля 1941 года на закрытом заседании военной коллегии Верховного суда СССР приговорён к смертной казни. 16 октября 1941 года расстрелян в Бутырской тюрьме. - прим.ред.