Альманах
ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Правда
Известия
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Вокруг света
Разное

     


Красноярский рабочий 1935 № 137, 16 июня
 
Как я работал над постройкой МАК-8
Группа энтузиастов авиаспорта на пологих склонах окрестностей Красноярска в 1929 году заканчивала обучение полетам на планере. В их числе был и я. Учились мы тогда на неуклюжем и очень тяжелом планере ИТ-4. Он не понравился нам.
Тогда и зародилась у меня мысль сконструировать планер, который был бы доступен не только энтузиастам, а всей молодежи, занимающейся планерным спортом. Я поставил перед собой задачу создать такой тип планера, который отвечал бы всем ступеням обучения. Эту задачу можно было только разрешить, взяв за основу схему бесхвостого планера, легкого и простого в постройке, устойчивого в полете и несложного в управлении.
Год тому назад, взвесив весь свой конструкторский опыт и летную практику, я набросал первую схему своей "бесхвостки".
18 мая этого года был пасмурный тихий день. На Черногорском аэродроме готовились летные испытания моего универсального планера МАК-8. После двух пробежек он красиво и легко пролетел с сотню метров. В этот день испытания планера закончились несколькими полетами инструкторов планерной станции тт. Иванова и Черных. В моем планере был заявлен только один недостаток - излишняя чуткость на руль глубины. Устранив его, мы повторили испытания.
Недавно планер испытывался для полетов на буксире самолета Ш-2 и дал хороший результат - устойчивость и несложность управления. Планер буксировали на Потрошиловскую гору в 13 километрах от Черногорки. При слабом ветре инструктор тов. Иванов пропарил на нем 7 минут.
В течение двух минут планер МАК-8 можно разобрать и в пять минут собрать. В производстве планер чрезвычайно прост и дешев.


Красная звезда 1935 № 173, 29 июля
 
50 НОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПЛАНЕРОВ
В сентябре Коктебель превратится в гигантскую научно-исследовательскую лабораторию. Здесь в дни открывающегося 25 августа XI слета советских планеристов будет проведено всестороннее испытание новых планеров различных типов.
В прошлом году на всесоюзном слете было испытано 38 новых конструкций, в этом году, благодаря упорной работе конструкторов, число планеров новых оригинальных типов, представляемых на слет, достигает 50. Слет в нынешнем году явится мощной демонстрацией достижений молодых советских конструкторов безмоторных самолетов.
[...]
Среди десятка новых оригинальных конструкций на слете будет участвовать планер МАК-8 типа "летающее крыло" конструктора Кузакова. Этот планер будет доставлен из Западной Сибири на слет по воздуху.

А. ГУДКОВ


Красноярский рабочий 1935 № 209, 10 сентября
 
Перелет комсомольского планера МАК-8 Красноярск - Москва - Коктебель - Москва - Красноярск
Краевой совет Осоавиахима получил телеграфное разрешение Центрального совета Осоавиахима на организацию и проведение перелета планера МАК-8 на буксире у самолета У-2 из Красноярска в Коктебель, где собирается Всесоюзный слет планеристов, и обратно.
В связи с этим председатель крайсовета Осоавиахима тов. Смышляев сообщил нашему сотруднику следующее:
- Организуемый перелет представляет исключительный интерес. Перелеты планеров на буксире у самолета за последнее время проводились на весьма значительные расстояния. Но обычно планер шел на буксире у Р-5 - машины с мощным мотором. Мы используем для этой цели легкомоторный У-2.
Буксируемый планер - МАК-8 конструкции талантливого планериста Черногорки комсомольца М.А. Кузакова - представляет из себя так называемую "бесхвостку" или "летающее крыло".
Основная цель перелета - испытание конструктивной выносливости и летно-буксировочных качеств планера и самолета.
Огромное протяжение маршрута перелета - около 12 тысяч километров - заставляет нас особенно тщательно продумать мельчайшие детали организации перелета.
Нельзя забывать и того, что осень - неблагоприятное время для авиации.
Но отличное качество наших У-2, блестящие летные качества МАК-8, а главное - энтузиазм и опытность комсомольского экипажа - командира перелета, нач[альника] летной части Красноярского аэроклуба тов. Заболотского, бортмеханика-сцепщика тов. Путри и пилота-планериста, конструктора товарища Кузакова - создают уверенность в успешном проведении перелета.
Начало перелета намечается на 15 сентября.


Красноярский рабочий 1935 № 214, 16 сентября
 
Вынужденная посадка планериста Кузакова
При перелете от Черногорских копей в Красноярск на буксире самолета П-5 на планере конструктор-планерист тов. Кузаков в связи с повреждением планера в пути вынужден был отцепиться и сделать посадку.
Крайкомом партии и крайисполкомом создана комиссия для розыска тов. Кузакова.


Правда 1935 № 257, 17 сентября
 
ГДЕ ПЛАНЕРИСТ КУЗАКОВ?
КРАСНОЯРСК, 16 сентября. (Корр. "Правды"). Вечером 11 сентября из Черногерских угольных копей (Хакассия) вылетел на самолете Р-5 начальник Красноярского аэроклуба Белоусов, ведя на буксире планер МАК-8. Планером управлял его конструктор Кузаков. Белоусов прилетел в Красноярск в сумерки без планера. По рассказам Белоусова, самолет в пути сбился с курса. Кузаков по неизвестным причинам отцепил планер и снизился в тайге в Даурском районе (80 километров от Красноярска).
На другой день к месту предполагаемой посадки Кузакова вылетели самолеты Р-5 и Ш-2, но планера не нашли. Безрезультатны были поиски и в следующие дни. Сейчас Кузакова разыскивают летчик Северного морского пути тов. Иеске, на самолете У-2, катер Енисейского пароходства и полсотни охотников Даурского района.


Правда 1935 № 258, 18 сентября
 
ПЛАНЕРИСТ КУЗАКОВ НАЙДЕН
КРАСНОЯРСК, 17 сентября. (Корр. "Правды"). Пропавший шесть дней назад планерист Кузаков (см. "Правду" 17 сентября) найден. Кузакова подобрали в районе золотого прииска Налим-Ягодницкий. У него резкий упадок сил. Планер оставлен тайге в 70 километрах от прииска.


Красноярский рабочий 1935 № 216, 18 сентября
 
Планерист-конструктор Кузаков найден
Крайком комсомола и крайсовет Осоавиахима получили телеграмму, в которой сообщается: "16 сентября в 17 часов планерист Кузаков в районе прииска реки Налим наткнулся на ягодниц, которые вывели его на прииск Налим.
Планер и парашют, по заявлению тов. Кузакова, оставлены в тайге, в 70 километрах от прииска по реке Дербиной. Дороги к месту планера нет".


Красноярский рабочий 1935 № 218, 21 сентября
 
Планерист Кузаков в Красноярске
Вчера, 20 сентября, в 12 часов 10 минут, в Красноярск на самолете Ш-2 из села Усть-Дербино Даурского района прибыл конструктор-планерист Кузаков. Тов. Кузаков готов продолжать начатый перелет.


Авиация Красноярского края в документах архивов, публикациях и фотографиях
 
Письмо планеристов г. Черногорска в Красноярский крайком ВЛКСМ г. Красноярск, 1935
Добавим, что накануне перелёта Черногорка - Коктебель накал страстей в Черногорской планерной станции достиг такого предела, что потребовалось обращение в ЦК ВЛКСМ Красноярского края, которое мы приводим ниже. Документ не датирован, но по тексту становится понятно, что, скрее всего, он был создан в середине-конце августа - как раз накануне перелёта. Противостояние "Расторгуев vs Кузаков и Иванов" совершенно по-другому позволяет взглянуть на аварию МАК-8 - сгинувший бы в тайге Иванов устроил одну из сторон конфликта, а катастрофа МАК-8 - серьёзно дискредитировала бы Кузакова. Однако на повреждённом планере полетел почему-то Кузаков и, как назло, таки тоже не сгинул. В итоге: потерян планер, черногорцы не попали в Коктебель, Иванов и Кузаков живы, а на Расторгуева в Красноярском крайкоме ВЛКСМ лежит почти готовое уголовное дело. Хотя, возможно это и конспирология. - прим. ред.

☆ ☆ ☆

Вблизи Черногорки выездом в лагери энтузиастов-планеристов из рабочей молодежи определены и обследованы ряд склонов в районе села Потрошилово, например, гора Суханиха оказалась настолько пригодна для парящих полетов, что в течение двух часов в не вполне благоприятную погоду 26 июля 1935 г. продержались в воздухе два планера - на одном пилотировал инструктор, а на другом - его ученик, тов. Матвеев, известный черногорский планерист, выросший в шахтах. И только опустились на землю из-за затишья ветра. Высота над склоном была 400-500 метров, а над уровнем Енисея - до 1 000 метров. На этих склонах в течение 10 дней были подготовлены два пилота-парителя, продержавшихся в воздухе 4 часа и отлично сдавших экзамен, а на посадку научились рассчитывать в точно указанное место. Первоначальную учебу почти все товарищи, выехавшие в лагери, прошли в Черногорске в течение зимы без отрыва от производства и учебы и, таким образом, была возможность подготовить еще пять парителей, которые в Черногорке как высококвалифицированные инструктора-общественники смогли обеспечить массовое развитие пролетарского спорта - планеризма, организацию планерных кружков на шахтах, в колхозах и обеспечить их безаварийную работу не только в Черногорке, но и во всей Хакасской области.
Необходимо отметить, что на горе Суханиха, помимо учебных полетов, произведена большая экспериментальная работа: обследованы, облетаны все склоны, всего за 10 дней и за 3 летных дня налетали 18 часов без поломок и аварий.
Подготовка пилотов-парителей в Черногорке - это впервые в условиях Сибири, так как из Сибири и Дальнего Востока пилоты -парители ездили на подготовку в Крым (Коктебель), что стоит больших затрат. Но, несмотря на большую важность этого дела, в Черногорке нашелся самодур, сам председатель райсовета Расторгуев, сорвал лагери, три раза не дав продуктов приезжавшему за ними старшине тов. Высыпкову (командир из РККА Н-ской части), отвечая, что "нет у меня для вас ничего", несмотря на то, что продукты были и сейчас есть. Расторгуев не дал даже специально на это имеющиеся авиационные часы - планеристы вынуждены были время в полете считать по ходикам, находившимся далеко от стартов. У ходиков стоял дежурный планерист и при появлении машины в воздухе записывал время, но иногда дежурному планер из-за гор не было видно, тогда факты восстанавливались по показаниям колхозников. Работа дежурного у ходиков заключалась в том, что приходилось часто качать за маятник, стоявший у березы, что получалось анекдотически. Из-за недостатка продуктов большинство питалось ягодами, из-за чего не выполнено много летных заданий, да вообще в таких условиях летная работа не мыслима, а инструктору (он же нач[альник] планерн[ой] ст[анции]) тов. Иванову приходилось после питания ягодами летать ночью, ориентируясь только по кострам.
Из-за преступно-халатного отношения Расторгуева лагери сорваны, а планеры туда и обратно за 25 км планеристы везли на себе. А за то, что четыре дня пробыли в пути с доставкой планеров и на день задержались из-за переправы через Енисей (не ходил паром), тов. Иванову Расторгуев поставил четыре прогула, что и послужило для Расторгуева причиной для увольнения Иванова.
Не помог в этом и председатель облОСО (Областного совета Осоавиахима - прим. ред.) тов. Труфанов, не раз находившийся в Черногорке, который знал, что на Знаменитом, в Сарале есть планеры, но нет инструкторских кадров. Нет кадров и по всей Хакасской области. Однако Расторгуев остался безнаказанным и даже правым, так как районные организации ему поверили, что это нецелесообразное дело, что этим занимается Крым (Коктебель).
Не ограничиваясь этим, Расторгуев открыто издевается над авиационными работниками и в высшей степени по-бюрократически относится к работе, совершенно не считаясь и не советуясь с авиационными работниками, хотя их всего трое.
Не раз к Расторгуеву приходили на квартиру, но он отвечал: "Сейчас не часы занятий, приходите завтра ко мне в кабинет", а на завтра его целый день нет. У Расторгуева любимая поговорка: "Я - хозяин, я отвечаю, что хочу, то и делаю". Был ряд ценных предложений, но Расторгуев ни одного не провел в жизнь и словами "я не разрешаю" не дал провести в жизнь. За настойчивость Расторгуев считает недисциплинированными, грубыми, налагает на это штрафы. Например, на тов. Иванова наложил штраф 50 руб. и в течение трех месяцев не желал, чтобы тов. Иванов остался прав и был заметен в работе. Перед перелетом к партконференции Черногорка - Красноярск Иванов был уволен и перелет был бы сорван, но, пробившись три дня, Иванову удалось лететь в Красноярск, а сейчас перед предстоящим перелетом Черногорка - Коктебель (Крым) Иванов опять уволен по мотивам неспособности к работе, и не ему (Иванову) думать о перелетах и рекордах, несмотря на то, что у товарища Иванова большое желание работать в Черногорке (т.к. здесь вырос). Высшую летно-планерную школу в Коктебеле Иванов закончил, выйдя из Черногорской шахты забойщиком. Сейчас имеет опыт по летному делу в планеризме, но он находится в настоящее время (уволенный во второй раз) в таком положении, что не получает зарплаты три месяца, а объявили увольнение тов. Иванову 5 августа 1935 г. Расторгуев до сих пор Иванову заработанные деньги за три месяца - май, июнь, июль - не обещает, вследствие чего мать тов. Иванова распродала все имеющиеся у нее вещи для того, чтобы существовать.
Мы подтверждаем, что Расторгуевым в 1934 году преступно втерты очки в том, что якобы им подготовлено 120 человек планеристов, а из них 20 чел[овек] - инструкторов-планеристов. В действительности, из 120 человек 100 человек на планерах не летали, а 20 человек только наполовину закончили программу, т.к. планеристу полагается 40-60 полетов, а они имели по 15-25 полетов, и этих 20 человек Расторгуев в отчете выпустил даже не планеристами, а инструкторами, которым требуется вместо 15-25 полетов по 100-120. Как за выполнение плана по подготовке планеристов на 300 % (так как по плану полагалось 40 человек) Расторгуев был премирован, а за данные сведения в ЦС ОАХ райсовет премирован планером Г-9.
Расторгуев совершенно не считается с инициативой тов. Иванова, например, по предложению тов. Иванова в апреле 1935 года в село Боград (70 км от Черногорки) выслать инструктора-планериста тов. Черных с планером для обучения на планере колхозной молодежи. Расторгуевым послан инструктор-планерист, не умеющий сам летать, и не годный к полетам планер (списанный с эксплуатации ), несмотря на категорический протест тов. Иванова.
В результате, через 6 дней - крупная авария при запуске планера перед колхозниками. С горы планер в воздухе изломался и случайно насмерть не был убит человек.
В апреле - мае 1935 года по инициативе тов. Кузакова и Иванова, ввиду дующих хороших ветров, были подготовлены вылеты на продолжительность, но Расторгуев не разрешил. Таких случаев было пять, а впоследствии Иванова обвинил в том, что Иванов не способен еще устанавливать рекорды, такие слухи запускал где это только возможно. Если бы Расторгуев не сорвал вылеты Иванова, то тов. Иванов смог бы без посадки летать 30 часов, так как в это время дул хороший ветер.
Расторгуев сам подменял Иванова, приказав в мае 1935 года общественнику-инструктору-планеристу тов. Матвееву с высокой горы запустить по сложному заданию по 7 упр[ажнений] тов. Шагарову. Тов. Матвеев доказывал, что тов. Шагарова не летит и может поломать машину, но Расторгуев закричал: "Замолчать" - и приказал вторично. Матвеев вынужден был исполнить приказание, в результате - крупная авария и тов. Шагарова чуть не убилась.
Подобные факты со стороны Расторгуева все не опишешь, но мы считаем, что Расторгуеву не место в Осоавиахиме, так как вся собранная работа совершенно отсутствует и разваливается.
Просим немедленно расследовать дело, убрать Расторгуева и сдать под суд.
Во всех вышеуказанных фактах тт. Кузаков и Иванов старались разоблачить Расторгуева, но он огородил себя районными организациями, которые, не проверив фактов, на слово поверили Расторгуеву, и со стороны последнего возмутительные гонения на тов. Кузакова и Иванова, а на тов. Иванова со стороны Расторгуева явная травля, и после заметки в "Красноярском комсомольце", критикующей Расторгуева, он еще сильнее проявляет травлю на тов. Иванова, который находится в самых затруднительных положениях.
Считаем, что тов. Иванов должен участвовать в перелете Черногорка - Коктебель и способен устанавливать рекорды.
Примечание: В. Иванов является однофамильцем инструктору Иванову.

Подписи: Матвеев, Высыпков, Кузаков, Семин, Черных, Косагов, Малихов, Иванов, Полосухин, Бурмистов, Назаренко, Ултургашев

Копия верна: Зав[едующий] особым сектором оргбюро ЦК ВЛКСМ Красноярского края Горбунов (подпись отсутствует)