Альманах
ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Правда
Известия
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Вокруг света
Разное

     


Гирлянда аэростатов перед запуском
Зачем они нужны сегодня, эти "игрушки ветров", не способные к самостоятельному движению? Ответ прост: потому и нужны, что являются "игрушкой ветров"!
Мне довелось недавно совершить полет на воздушном шаре. Когда аэростат набрал высоту, я достал свой блокнот и начал делать записи.
- Да положите его на борт! Удобней будет писать, - сказал мне один из пилотов. Я увидел прикрепленные к бортам дощечки-столики. Пилот положил на них несколько листков с записями. Они лежали у края бездны, ничем не придавленные. Аэростат несся над землей со скоростью более 50 километров в час, а листки лежали и даже не колыхались!
Увидев мое удивление, пилот взял бумажки, приподнял над бортом и выпустил из рук.
- Что вы делаете?! - ужаснулся я.
- Пыль стряхиваю... - улыбнулся пилот.
Листки спокойно опустились на то же место, с которого он их взял.
Этот небольшой урок наглядно показал важнейшее свойство аэростата способность двигаться вместе с воздухом.
Изучение воздушных потоков - далеко не единственная область применения аэростатов. "Таланты" их многообразны. Яркий тому пример история создания... первой атомной электростанции. Казалось бы, что общего у чуда XX века с чудом века XVIII?
B атомных котлах используются так называемые замедлители - вещества, притормаживающие цепную реакцию. Известно немало подобных веществ, но как выбрать лучшие? Имелся один способ - проверить материалы с помощью космических лучей на поглощение. Но космические лучи очень слабый у поверхности земли, испытания надо было проводить в верхних слоях стратосферы, километрах в 30-35 от земли.
Физики пришли к воздухоплавателям. Те развели руками: высотных аэростатов у них не было. Инженеры Т. Кулинченко, работающий на ниве отечественного воздухоплавания с 1916 года, А. Масенкис и Г. Голышев предложили использовать резиновые шары-зонды. Однако, обладая способностью забираться очень высоко, они могут брать с собой ничтожное количество груза. Тогда был проведен оригинальный эксперимент: около сотни шаров-зондов связали одним тросом. Получилась огромная гирлянда, которая доставила приборы и испытываемые материалы на 30-километровую высоту. После того как распираемые внутренним давлением резиновые шары начинали лопаться, приборы спускались на парашютах. Таким образом за облака "перетаскали" чуть ли не половину таблицы Менделеева и лучшие материалы были отобраны.
Поразительным прогрессом воздухоплавание обязано в основном полиэтилену. Напомним: в 30- х годах один кубический метр стратостата весил в среднем 50 граммов, теперь всего 17. Полиэтилен благодаря своей прозрачности очень слабо нагревается солнцем. Это уменьшает потери газа от разогрева и увеличивает время дрейфа.
В 1962 году летный отдел Центральной аэрологической обсерватории Главного управления гидрометеослужбы при Совете Министров СССР произвел 189 запусков по 7 научным темам.
- Успех работ, — рассказывает начальник воздухоплавательного отдела А. Масенкис, — зависел от высоты подъёма приборов. До сих пор наши гирлянды не поднимались выше 30—32 километров. Многие считали, что больших высот достичь не удастся.
Однако мы решили попробовать. Все было предельно облегчено, поставлено на капрон, латексные шары (по 80 штук в каждой гирлянде) тщательно обработаны. Сотрудницы даже сделали себе специальный маникюр, чтобы случайно не поцарапать нежный латекс.
Результаты превзошли все ожидания. 16 запусков — и все за 32 километра.
Сейчас воздухоплаватели готовятся к летнему сезону. Успех предстоящих работ во многом будет зависеть от наших химиков. Как это ни парадоксально, но можно смело сказать, что у воздухоплавания - большое будущее.

инженер, общественный корреспондент "Известий" В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ



Фото синоптика Л. Шумановой
Нынешним летом сотрудникам Рыльской полевой экспериментальной базы Центральной аэрологической обсерватории (ЦАО) Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды не приходится ждать у неба погоды. Сейчас здесь в разгаре летный период. Чуть ли не каждый день с зеленой косы у крутого берега Сейма взмывают ввысь гирлянды белоснежных шаров. Это — автоматические стратостаты, удобные и совершенные, поднимают на многокилометровую высоту различные научные приборы для исследования физических процессов, происходящих в атмосфере.
- В каждой такой гирлянде около ста шаров, — поясняет руководитель экспериментальновоздухоплавательного отдела ЦАО, старейший инженер- аэронавт А. Масенкис. — Кстати, на высоте, плывя по волнам воздушных рек, автоматический стратостат вовсе не одинок. За ним постоянно ведется наблюдение с помощью радиолокатора...
Но вот исследования закончены. По заданной программе там, за облаками, автоматически срабатывает отцепной механизм, и научная аппаратура на грузовом парашюте спускается на землю. Ее подберет специальная поисковая команда. А наполненные водородом шары, по одному отсоединяясь от подъемной системы, улетают все выше и лопаются от сверхдавления. Так- еще до запуска — было рассчитано на земле. Ведь небо должно быть чистым.

спец. корр. "Известий" В. Корнеев, РЫЛЬСК, Курская область



Близится старт СССР ВР-106
Фото инженера-синоптика Л. Шумановой
Когда Ми-2, за каких-то 50 минут домчавший нас из Курска в Рыльск, опустился на зеленую косу у крутого берега Сейма, до старта аэростата оставалось совсем немного времени. Мы вышли на лужайку и увидели, как сквозь легкий речной туман плыл вверх, чуть покачиваясь, огромный серебристый шар. Из зеленой корзины-гондолы махали руками, что-то кричали собравшимся внизу, но нас уже разделила высота. А на земле оставались переплетения шлангов, грудились мешки с песком - стартовый балласт. Вокруг лежали тяжеленные (до ста килограммов каждая) чугунные плиты удерживания.
Свободный полет аэростата СССР ВР-106 начался.
... Не одну неделю на Рыльской экспериментальной базе Центральной аэрологической обсерватории (ЦАО) Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды ждали у неба погоды. Осень принесла в этот уютный русский городок дожди и слякоть, заволочив небо низкими тучами. И вот дождались. Утром синоптики сообщили: на ближайшие сутки прогноз благоприятен, ожидается антициклональная погода со слабым ветром у земли и на высотах - словом, то, что и нужно воздухоплавателям. Решение приняли незамедлительно - лететь.
В районной поликлинике экипаж аэростата СССР ВР-106 - классный пилот-аэронавт В. Трофимов и его молодой коллега инженер В. Шуманов — прошел обычный предполетный медосмотр.
Интересной была подготовка к такому полету. На косу, там, где расположена стартовая площадка и в ровные штабеля выложены баллоны с водородом, вывезли и расстелили по кругу серебристый гигантский "блин" из двухслойной материи. С этого момента до старта прошел не один час...
В среднем на техническую подготовку полета уходят сутки, скажет после начальник базы В. Коренев. - Все идет по этапам: от закрепления 12 поясных - прочных капроновых тросов, удерживающих разбухающий от водорода шар перед взлетом, до последней команды стартера "В полете!", когда аэростат оторвался от земли и всецело подвластен опыту и умению экипажа.
Через полтора часа в убранное пшеничное поле к западу от городка мягко опустилась гондола. Здесь ее ждали - весь полет между небом и землей шел двусторонний сеанс связи. Тут же, отстегнув лямки нагрудного парашюта, Трофимов как командир знакомит с экипажем и аэростатом.
- Нынешний полет СССР ВР-106 был для Виктора Шуманова первым на подобном типе аэростата, хотя привязные шары ему уже знакомы - не раз поднимался. В полетную задачу входило обучение пилотированию, технике взлета и посадки. Что успели? Провели уравновешивание аэростата на заданной высоте: когда добрались до отметки 500 метров, началась работа клапаном и балластом. - Виталий Васильевич показывает красно-сине-белую веревку, тянущуюся из гондолы через нутро бывшего шара к его "макушке", туда, где расположился клапан - пружинная калитка для газа. - Этой тягой стравливали водород, а из балластных мешков понемногу высыпали просеянный и промытый (для чистоты неба) песок. Вот и получилось, как на весах. Уравновешенный аэростат точно притормаживал, и начинался полет в горизонте- по волнам воздушных рек.
Ну, шар шаром, а особо заинтересовала гондола. Это в прямом смысле корзина - её по специальному заказу ЦАО сплели из упругого ивового прута голицынские мастера.
- Ива- лучший материал, замечает Трофимов, - ведь при самых разных условиях посадки (она бывает и жесткой) корзина из неё хорошо амортизирует при ударе о грунт, гасит его. И еще прочна необычайно, другого материала мы бы просто не напаслись.
Не менее интересна и "начинка" корзины. Здесь две радиостанции для связи с землей, барографы-самописцы, следящие за режимом полета по высоте и времени. Есть даже приборный щиток - с авиационными часами, вариометром (он показывает скорость взлета или спуска) и высотометром.
И все-таки здесь, как на любом корабле, главное - экипаж, люди, поднявшиеся в небо, управляющие всем ходом полета. Какими же навыками должен обладать современный воздухоплаватель?
- Сегодня, например, я был в четырех лицах, - шутит Трофимов. - Одновременно и пилотом, и штурманом, и радистом, и инструктором. А если серьезно, то здесь в первую очередь нужно довольно много знать. Аэронавт должен разбираться в метеорологии, радионавигации, аэростатике, аэродинамике...
Вот они, воздухоплаватели
Фото инженера-синоптика Л. Шумановой
Сам Виталий Васильевич в небе с 1947 года. Первый раз за километровую отметку поднялся на привязном аэростате с площадки обсерватории в подмосковном городе Долгопрудном. С 1948 года стал проводить тренировочные полеты на свободных аэростатах.
В пилотском свидетельстве Трофимова записано, что ему разрешено производить полеты на аэростатах и субстратостатах до высоты 10 тысяч метров при любых метеоусловиях, кроме, разумеется, грозы. Замечу, кстати, что сейчас такое свидетельство - единственное в своем роде. Да и в штатном расписании Центральной аэрологической обсерватории только Виталий Васильевич значится как пилот-аэронавт.
Неужто этого ветерана неба с 33-летним стажем можно назвать последним из могикан увлекательной и романтичной профессии, а сам пилотируемый воздушный шар - парадоксом во времена сверхзвуковой авиации и многократного использования космических станций?
Вовсе нет, - возражает старейший инженер-аэронавт, руководитель экспериментально-воздухоплавательного отдела ЦАО А. Масенкис. - Спору нет, сейчас удобные и совершенные автоматические стратостаты, поднимающиеся с тяжелыми научными приборами на более чем 30-километровую высоту, самолеты-лаборатории и иная современная техника по многим показателям обгоняют воздушный шар - небесный тихоход с ручным управлением. Но есть такие стороны в исследовании физических процессов, происходящих в атмосфере, которые просто немыслимы без использования свободного аэростата. Ведь как он летит? Плавно, вместе с потоком воздуха. Здесь нет завихрений, обгона ветра, обычно сопровождающих самолет.
При изучении облаков исследователь, например, будучи в гондоле, черпает нужный ему научный материал, как из реки прямо за бортом. Непосредственно находясь в облаке, он может спокойно и сосредоточенно вести через микроскоп наблюдение буквально за любой капелькой, находящейся в воздухе.
A изучение температуры, влажности, наличия различных примесей в атмосфере? Что и говорить, такой воздушный шар - летающая лаборатория в прямом смысле слова! А чтобы поднять ученых до нужных им небесных высот, обеспечить там выполнение различных научных исследований, и нужны классные пилоты-аэронавты. Вот почему готовим и тренируем молодых. Инженер В. Шуманов, выпускник Рыльского авиационно-технического училища, - в их числе.
...На пшеничном поле под Рыльском после посадки аэростата я спросил Виктора о впечатлениях первого полета. "На высоте поразили тишина и чувство парения", - ответил он.

спец. корр. "Известий" В. Корнеев, РЫЛЬСК