Альманах
ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Правда
Известия
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Вокруг света
Разное

     


С первых дней создания Обсерватории впервые, возможно и не только в истории нашей страны, начались планомерные и интенсивные научно-исследовательские полёты на свободных аэростатах и субстратостатах, а также регулярное зондирование атмосферы при подъёмах привязных аэростатов. В исследованиях участвовали О.Г. Кричак, С.С. Гайгеров, Н.З. Пинус, В.А. Белинский, П.Ф. Зайчиков, А.М. Боровиков, В.Д. Решетов и ряд других сотрудников Обсерватории. Воздухоплавательную часть возглавлял один из самых опытных специалистов страны - М.Н. Канищев. Полёты проводились выдающимися пилотами-воздухоплавателями Г.И. Голышевым, С.А. Зиновеевым, А.Ф. Крикуном, Б.А. Неверновым, Л.И. Ивановой, П.П. Полосухиным, А.А. Фоминым. Наблюдателями были В.И. Шляхов, В.К. Бабарыкин, В.И. Силаева, С.Н. Бурковская, В.Д. Литвинова, Г.Н. Шур, Ю.А. Серегин, С.М. Шметер, А.Ф. Кондратьева, М.И. Холина, А.А. Резчикова
Пилоты установили несколько мировых рекордов по продолжительности и высоте полёта на аэростатах. Некоторые из этих достижений оставались непревзойденными мировыми достижениями в течение почти 40 последующих лет. Рекордные полёты в открытой гондоле до нижней границы стратосферы осуществили пилоты-аэронавты Г.И. Голышев, А.Ф. Крикун, Б.А. Невернов, А.А.Фомин и П.П. Полосухин.
Крикун А.Ф., Голышев Г.И.,
Полосухин П.П., Зиновeев С.А.
Нельзя не отметить выдающиеся результаты подъёмов в стратосферу в открытой гондоле, выполненные в разное время пилотами Г.И. Голышевым и А.А. Фоминым. Выполняя полёты по заданиям ЦАО и Академии наук, они достигли высот, соответственно, 11 300 м (7.01.1941 г.) и 12 138 (13.02.1941 г.). К сожалению, в связи с начавшейся войной, результаты не был зарегистрированы в качестве мирового рекорда. Всего, в довоенный период было проведено 136 научно-исследовательских полётов на свободных аэростатах, в том числе несколько групповых
После войны в Обсерватории был создан хороший состав аэростатов различного объема, позволявший совершать длительные и высотные полёты. Отличительной особенностью научных работ стала их комплексность, а также участие в исследованиях ведущих специалистов из других институтов страны. Наблюдения со свободных аэростатов обеспечивали возможность определения траектории воздушных масс, их перемещения в различных синоптических условиях, исследования облаков, турбулентности, других характеристик атмосферы, распределения загрязненности, позволяли проследить за трансформацией воздушных масс, проверить некоторые физические теории. Так в 1949 году был выполнен полёт для экспериментальной проверки теории однородной изотропной турбулентности. Научными наблюдателями в этом полёте были зам. директора ЦАО по науке Н.З. Пинус и зам. директора Института геофизики АН СССР проф. А.М. Обухов. Впоследствии академик А.М. Обухов вспоминал о полётах на аэростатах как о важном экспериментальном этапе в период создания теории турбулентности.
Кроме научных результатов практически каждый полёт становился для его участников незабываемым событием. В полётах приходилось уходить от грозы при «внезапном» развитии мощного кучевого облака. Приключений хватало и при посадках. Садились в болота и в глубокий снег, в середину лошадиного табуна и на широкую площадь перед сельсоветом. Даже бывало, что аэронавтов по донесениям бдительных советских граждан представители соответствующих органов в первый момент встречали как вероятных шпионов.
Говоря о результатах научных полётов аэронавтов ЦАО в послевоенный период, также нельзя не сказать о достигнутых ими при этом выдающихся спортивных результатах. В свое время значительная часть таблицы мировых рекордов в спортивном воздухоплавании была заполнена именами сотрудников Обсерватории. Следует отметить мировые рекорды в полётах на дальность и длительность на аэростатах различного объема достигнутые пилотами Обсерватории: мужчинами и женщинами.
Аэростат СССР ВР-106 использовался в
ЦАО для исследования атмосферы
К 1947 г. относится создание и начало использования автоматических высотных аэростатов. Вот как описывает Г.И. Голышев эту работу: «Схемы и некоторые технические решения, связанные с их конструкцией и полётом, были известны давно. Сейчас их использование кажется очень простым, но в ту эпоху было очень трудно многих научных работников убедить в том, что находящийся в воздухе автоматический стратостат можно обнаружить, проследить за его полётом и приземлить, сохранив при этом научные приборы, и что все это можно проделать довольно быстро». В 1948 г. с летной площадки Обсерватории впервые в мире удалось поднять автоматический стратостат с грузом 125 кг до высоты примерно 22 км и обеспечить затем его нормальную посадку. В дальнейшем подобные полёты стали для ЦАО обычными и регулярными.
Разработанные в послевоенные годы в ЦАО Г.И. Голышевым, Т.М. Кулинченко, А.С. Масенкисом метод, техническое решение и конструкция автоматических стратостатов (авторское свидетельство № 11948), впоследствии получившие название АС-ЦАО, нашли затем широкое применение при исследованиях стратосферы, летных испытаний новых видов аппаратуры и для ряда специальных работ, выполненных как по программам Обсерватории, так и для решения научных и прикладных задач других ведомств. По инициативе академика С.М. Вернова совместно, с ФИАН и НИИЯФ МГУ, на автоматических аэростатах был выполнен цикл работ по исследованию космического излучения. Ранее вышеуказанными институтами подобные измерения проводились при выполнении пилотируемых полётов до высот 11-12 км. Создание автоматических стратостатов АС-ЦАО значительно расширило возможности выполнения исследований в стратосфере. В течение 1970-1991 гг. на полевой базе ЦАО в г. Рыльске (организатор и руководитель А.С. Масенкис, а затем Д.М. Шифрин) и в других районах страны осуществлены полёты автоматических стратостатов конструкции ЦАО с высотами зондирования 25-33 км. Эти полёты, осуществляемые на протяжении многих лет в творческом содружестве с Государственным оптическим институтом им. С.И. Вавилова, позволили получить уникальные данные о газовом составе атмосферы, радиационных и оптических характеристиках атмосферы. За период с 1948 по 1991 годы специалистами Обсерватории было организовано и выполнено более 1600 полётов автоматических аэростатов. Если принять во внимание, что в период с 1945 по 1991 годы, организовано и выполнено 536 полётов пилотируемых аэростатов, а в период с 1947 по 1991 годы регулярно Обсерваторией выполнялись и исследовательские подъёмы привязных аэростатов различного класса (общее количество подъёмов более 7500), то аэронавтами и научными сотрудниками Обсерватории выполнен уникальный объем исследований с применением различных воздухоплавательных систем, практически не имеющий мировых аналогов.
Кубок памяти пилота-
аэронавта ЦАО А.Н. Новодережкина
Подготовка к старту стратосферного
аэростата в период Европейской
кампании исследования озонного
слоя. Организация полётов
аэростатов осуществлялась Национальным
агентством космических исследований
Франции CNES, центром Esrange
Шведской космической корпорации
и ЦАО
В последние годы (1991-2011 гг.) сотрудники экспериментально-воздухоплавательного отдела ЦАО в рамках сотрудничества с Национальным космическим агентством Франции и специалистами Шведской космической корпорации принимали участие практически во всех осуществленных в Арктике международных кампаниях аэростатных исследований, в основном направленных на изучение состояния озонного слоя Земли. Начиная с эксперимента EASOE (Первый Арктический стратосферный озонный эксперимент 1991-1992 г.г.) ЦАО (российский координатор Д.М. Шифрин) является активным участником проведения на российской территории всех европейских аэростатных кампаний исследования озонного слоя и за указанный период сотрудники ЭВО обеспечили проведение на территории России аэростатных экспериментов по программам 15-ти крупных международных кампаний, включая полёты долгодрейфующих аэростатов с временем дрейфа до 60-70 суток
Воздухоплавание на аэростатах использовалось не только для изучения атмосферы. Одновременно с выполнением научной программы полёта, пилотами устанавливались и фиксировались рекорды как по высоте, так и по дальности.
Традиции спортивного воздухоплавания также не были забыты Обсерваторией. Начиная с сентября 1991 года, когда на полевой базе ЦАО в г. Рыльске в честь 50-летия Обсерватории был дан старт первому в истории нашей страны Чемпионату по воздухоплаванию на тепловых аэростатах. Сотрудники Обсерватории приняли участие в организации многих из уже состоявшихся к настоящему моменту соревнований чемпионатов и Кубка России по воздухоплаванию. Участие ЦАО в организации соревнований и в содействии организации метеорологического обеспечения проведения соревнований отмечено многочисленными грамотами со стороны Федерации Воздухоплавания России. С начала 90-х годов, в ЦАО были подготовлены несколько спортивных судей-наблюдателей международного класса, успешно продолжающих работать на чемпионатах по воздухоплаванию первого уровня – чемпионатах мира, национальных и европейских чемпионатах в рамках международной авиационной федерации (FAI). В течение долгого периода представителем России в международной воздухоплавательной комиссии FAI являлся сотрудник ЦАО - зав. экспериментально-воздухоплавательным отделом Обсерватории Д.М. Шифрин. Начиная с 2006 г., пилоты разных стран - участники ведущих в стране международных соревнований на тепловых аэростатах ежегодно соревнуются за кубок памяти А.Н. Новодережкина - на протяжении многих лет одного из лучших пилотов-аэронавтов Обсерватории; участника многих научных экспериментов, активно участвовавшего в становлении и развитии современного российского спортивного воздухоплавания.
В 2009 г. ЦАО была издана монография «Метеорология для воздухоплавателей и пилотов», одного из старейших специалистов Обсерватории в области физики облаков и авиационной метеорологии, профессора С.М. Шметера, написанная им незадолго до смерти. Книга была подготовлена к изданию учениками С.М. Шметера по рукописи, оставленной их учителем. Сразу после выхода в свет эта книга стала не только настольным пособием для пилотов-воздухоплавателей, но и редким изданием. Это еще одно подтверждение того, что ЦАО продолжает сохранять тесные связи с воздухоплавательными полетами и надеется в их укреплении в связи с возрождением дирижаблестроения в России.

 
Приказ о создании ЦАО
Пилоты Б.А. Невернов и А.А. Фомин
готовы к высотному полету, 1941 г.
Автоматический стратостат ЦАО (АС-ЦАО)
Cтратостат АС-ЦАО в
полёте с измерительной аппаратурой

ФГБУ ЦАО, 2011


Кубок памяти Аркадия Новодережкина вручается с 2005 года в рамках
Международной встречи воздухоплавателей. Аркадий Николаевич Новодережкин (30.12.1923 - 06.06.2005) - летчик (1944), пилота-аэронавт ГВФ первого класса (1958), инженер-механик, начальник воздухоплавательного отдела ЦАО. Совершил более 120 полётов на аэростатах и субстратостатах по научно-исследовательской и испытательной программам ЦАО, Академии наук СССР, НПО Министерства обороны. Почетный гражданин города Долгопрудного - звание присвоено решением главы администрации города № 1201 от 29 декабря 1993. Приз его памяти учрежден совместно с Администрацией города. Последние годы жизни (вплоть до 5 июня 2005 года) Аркадий Николаевич был постоянным участником экспертной технической комиссии встреч воздухоплавателей в Великих Луках. - прим. ред.