![]()
|
![]() |
Как и везде, революция и в скромной области воздухоплавания сумела разрушить старые взгляды и сказать новое слово.
Если раньше на привязные аэростаты, или, как их обычно называли на фронте "колбасы", смотрели лишь, как на высокий зоркий глаз артиллерии, применяемый, главным образом, при позиционной войне, то первые красные "колбасники", - не смущаясь уверениями "спецов" о невозможности использовать аэростат на подвижном, как ртуть, фронте, сумели доказать обратное применением своих "колбас" для совместной работы с волжской флотилией в сентябре-ноябре 1918 г.
Поднятый на большую высоту привязной аэростат, имея свою наземную базу в виде лебедки, при помощи которой наматыванием троса его притягивают вниз корабля, он явился тем высоким зорким глазом, который щупал расположение противника, корректировал стрельбу нашей артиллерии, вел разведку и помогал нашему командованию разбираться в той причудливой обстановке, которую так метко охарактеризовал комфлот тов. Раскольников: "Река-наша, берега противника".
Работая за время гражданской войны на всех фронтах в самых суровых условиях, и на крайнем севере под Архангельском, и в Сибири, и в знойном Туркестане, и на крымском направлении, и в др. местах, красные воздухоплаватели, не смущаясь яростными атаками на них белых самолетов, которые лучше всего свидетельствовали о ценности работы наших аэростатов, нашли и еще один крайне целесообразный способ: применение привязных аэростатов для совместной работы с бронепоездами.
О пользе такой совместной работы можно судить хотябы по деятельности б. 8-го воздухотряда на крымском направлении, когда он за полгода несмотря на крайне неблагоприятную обстановку, совершил 226 под'емов, пробыв в воздухе 518 час. 30 м., при чем за это время наблюдателями из корзины аэростата было открыто 25 батарей противника и провечено 46 корректировок стрельбы орудий наших бронепоездов. B результате: взорвано 2 батареи противника, приведено к молчанию 5 батарей, пристрелено 6 батарей и 13 бронепоездов, обстрелены обозы 4 раза и деревни и мосты 16 раз.
Но красные воздухоплаватели не ограничились применением только привязных аэростатов. При первой же возможности в 1920 г.,-учитывая необходимость в мощных воздушных дредноутах-управляемых аэростатах (т.н. "цеппелинах"), они взялись за воссоздание и их. Первой тупенью к управляемым аэростатам вляются свободные полеты на воздушных шарах, при чем нашим красным пилотам удалось достигнуть весьма хороших результатов (дальность полета без спуска 1.200 верст, продолжительность - 22 ч. 10 м. при высоте 5.330 метров). и в данный момент они не без основания стремятся к соревнованию с лучшими заграничными пилотами на состязаниях на кубок Гордон-Беннета, куда, по вине Лиги Наций, нас не допустили в 1922 и в 1923 году.
Идет работа и по созданию управляемых аэростатов. Первые удачные полеты на собранной из старья "доисторической" "Астре", переименованной "Красную Звезду" с 16 пассажирами, отмеченные приказами Реввоенсовета, явились залогом того, что "дирижаблисты" у нас найдутся.
Постройка и полеты в конце н.г. нашей высшей школой своего дирижабля "VI Октябрь" явились следующим этапом. Сейчас заканчивается постройкой дирижабль "Красный Химик-Резинщик", создаваемый на добровольные пожертвования рабочих Резинотреста. Наконец, успешен ход кампании по сбору пожертвований на дирижабль "Ильич".
Всё это убеждает нас, что выкинутый главкомом и председателем ОДВФ СССР С.С. Каменевым лозунг: "Больше внимания воздухоплаванию" претворяется в жизнь.
Н. Анощенко
![]() Материалы Анощенко Н.Д. на нашем сайте:
|